Этот корабль появился в период, когда возрождалась морская мощь России. Усиление Черноморского флота новыми линкорами было вызвано намерением Турции, приобрести за границей три современных корабля, что дало бы ей превосходство в этом регионе. Чтобы сохранить статус кво, Россия безотлагательно начинает усиление Черноморского флота за счет новых линкоров.
Вследствие этого, 11 июня 1911 года в состав русского императорского флота был введен новый корабль, под названием «Императрица Мария». 23 июня 1915 года, «Императрица Мария», начала настоящую боевую жизнь. Водоизмещение этого корабля составляло 25465 тонн, длина корабля составляла 168 метров, скорость корабля составляла 21 узел. На борту корабля было двенадцать 305-мм орудий главного калибра и двадцать 130-мм орудий, также имелись торпедные аппараты и противоминная артиллерия.
После прихода в Севастополь «Императрица Мария» начинает принимать участие в боевых операциях. 7 октября 1916 года в северной бухте Севастополя на «Императрице Марии» раздались взрывы. Взрывы были настолько мощными, что в близ лежащих домах выбило стекла, а черный клубок дыма, было видно со всех концов города. Корабль начало кренить на правый борт, перевернувшись, он затонул на глубине 18 метров. Потеря одного из самых лучших кораблей Черноморского флота глубоко потрясла всю Россию. Русский флот в то утро потерял 217 моряков и сильнейший боевой корабль. Выяснением причин взрывов занялась специальная комиссия, которую возглавил Н.М.Яковлев. Комиссия, расследовав обстоятельства взрывов, представила три версии гибели «Императрицы Марии»: злой умысел, самовозгорание пороха, небрежное обращение с огнем или порохом. Однако, прийти к точному и обоснованному выводу комиссия не смогла. Из вышеуказанных версий, две первые комиссия не исключала. Что касается злого умысла, то, даже установив ряд нарушений в правилах доступа к артиллерийским погребам и недостаток контроля за находившимися на корабле рабочими, комиссия посчитала эту версию маловероятной.
Во время ремонта, в начале октябре 1916 года, на борту «Императрицы Марии» каждый день находились десятки инженеров, техников и рабочих. Пройти на корабль этим людям не составляло труда. А, опытный диверсант, в этой суматохе, с легкостью мог проникнуть на корабль и подложить взрывное устройство. Вопросов во всем этом очень много. Но ясно то, что постройка новейших кораблей Черноморского флота, в том числе «Императрицы Марии», очень волновало соседние государства. Их очень беспокоил русский военный потенциал на Черном море, и они готовы были пойти на любые действия, чтобы не допустить превосходства России в данном регионе. Остается только предполагать, что в действительности произошло тем роковым утром.