В настоящий момент в магазинах самообслуживания, которых сейчас просто пруд пруди, достаточно остро стоит проблема порчи ещё не купленного товара. Часто бывает, что покупатель, засмотревшись на красивую этикетку, не замечает рядом стоящую бутылку дорогого вина и происходит не поправимое. Естественно продавец требует оплатить испорченный товар, а покупатели делают удивленные глаза и заявляют, мол, ну я же не специально! Кто-же в таком случае должен платить за испорченный товар – неаккуратный покупатель или всё-таки продавец?
Чаще всего, покупатели отказываются платить в подобных случаях. Согласно статье 459 Гражданского кодекса Российской Федерации в подобных случаях вина за непроданный товар полностью лежит на продавце. Смысл статьи в следующем: продавец не отвечает за сохранность товара с того момента, как покупатель получил кассовый чек. Однако если опираться на статью 493 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что до тех пор, пока гражданин ещё не является покупателем, против него будет действовать совсем другая статья Гражданского кодекса РФ, а именно 1064, которая гласит примерно следующее: тот материальный ущерб, который покупатель нанёс магазину, он обязан полностью возместить. Скажем, если вы двигались по торговому ряду и случайно задели тележкой или частью тела какую-нибудь вазу, то администрация магазина имеет полное право требовать от вас полного возмещения ущерба. Но не всё так просто: в этой же статье имеется приписка: »Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинён не по его вине». Поэтому «неуклюжий» покупатель, если не считает себя виновным, имеет полное право доказать это и избежать наказания. Вы спросите, как это сделать? А я вам отвечу! Магазин виноват тогда, когда:
— в торговом зале слишком узкие проходы, которые не отвечают нормам (1,4 метра согласно ГОСТу 51773-2001 «Розничная торговля: Классификация предприятий») или они заставлены коробками (другими предметами)
— товар расположен на стеллаже неустойчиво, и практически невозможно взять одну банку, не разрушив всю конструкцию
— в магазине мокрый пол, и в результате чего товар был испорчен, когда покупатель поскользнулся
— товар разбился, когда кассир резко включил движущуюся ленту
Если хоть какой-то из этих пунктов имел место, потребуйте от администрации магазина составления акта о порче товара. В нём подробно изложите, как всё произошло, при каких обстоятельствах случилась эта неприятная ситуация. Смело заявляйте о том, что не будете платить компенсации за товар! Иначе вам придется полностью заплатить за разбитую бутылку или другого рода товара. Будьте внимательны, когда передвигаетесь по торговому центру и не паникуйте при возникновении такой ситуации, постарайтесь во всём разобраться.