Применение музыки при проведении подвижных игр с детьми
Подвижные игры для детей
В современной литературе из теории и методики физического воспитания применения музыки во время проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста и взаимосвязь музыкального искусства с физической культурой раскрыта недостаточно, потому целью нашего исследования было определение роли музыки в игровой деятельности дошкольников, в частности, во время проведения подвижных игр.
Сочетание музыки и двигательной деятельности человека имеет тысячелетнюю историю. Например, в древней Греции танец считался наилучшим фактором формирования гармоничного телосложения и усовершенствование движений детей и молодежи. Однако роль музыки в учебе движений была оценена лишь в следующих исторических периодах. Это состоялось после издания в 28 веке трудов немецкого ученого Гуте Мутса, в которых он обосновал целесообразность музыкального сопровождения во время выполнения учениками гимнастических упражнений. Его последователи в 50-х годах XIX века А.Спейс и Х.Линд развивали взгляды своего учителя относительно более широкого использования музыкального сопровождения при выполнении детьми разнообразных физических упражнений и во время проведения с ними подвижных игр.Интересна концепция сочетания музыки и движений обоснована Е.Жак-Далькрозем, которого можно считать основателем ритмичной гимнастики. Целью ее является формирование у детей умений слушать и воспроизводить музыку в двигательных действиях. Значительную роль в разработке технологии сочетания музыки и движений с целью всестороннего развития детей была известна американская танцовщица Айсидора Дункан. Она считала, что ребенка, прежде всего, надлежит развивать физически, учить его непринужденных, грациозных движений, чтобы он вырос сильным и ловким, только тогда его тело станет тем инструментом, который может выразить двигательными действиями личные эмоциональные чувства.
В современной литературе из теории и методики физического воспитания применения музыки во время проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста и взаимосвязь музыкального искусства с физической культурой раскрыта недостаточно, потому целью нашей статьи было определение роли музыки в игровой деятельности дошкольников, в частности, во время проведения подвижных игр.
Задание:
1. Выяснить роль музыкального сопровождения в повышении оздоровительных, учебных и воспитательных возможностей подвижных игр.
2. Раскрыть специфику использования музыкального сопровождения во время проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста.
Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья ребенка, воспитанию позитивных моральных и волевых качеств. Анализируя педагогическую стоимость игры, С. Русова считает, что игра удовлетворяет наилучшее требование детства в активности и в разнообразных движениях. Благодаря играм тело ребенка делается гибким, производится пластичность движений, их координация и тому подобное. Весь организм от них укрепляется и набирает силы.
Правильно подобраны подвижные игры активно влияют на развитие организма дошкольников. Разнообразные движения и игровые действия детей во время игры, при умелом руководстве ими, положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну ребенка.
Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта. С помощью игр у дошкольников закрепляются и совершенствуются разнообразные умения и навыки из основных движений (ходьбы, бега, прыжков, равновесия и тому подобное). Быстрое изменение обстоятельств во время игры приучает ребенка пользоваться своими движениями в соответствии с той или другой ситуации. Все это положительно влияет на совершенствование двигательных навыков.
Педагогический опыт и специальные научные исследования (О.Богинич, А.Вольчинський, Н.Денисенко, Н.Кот, О.Курок, Л.Сваркивськая и др.) показывают, что подвижные игры имеют значительное влияние на воспитание морально волевых качеств у дошкольников. Свои действия участники игры подчиняют ее правилам. Правила регулируют поведение, способствуют воспитанию сознательной дисциплины, приучают отвечать за конкретные поступки, развивают чувство общительности. В коллективных играх у ребенка формируется понятие о нормах гражданского поведения, производятся организационные навыки, воспитывается стремление к победе, сильная воля, стойкость, выдержка.
Известный педагог П.Лесгафт писал, что задание физического воспитания заключается в том, чтобы научить детей «сознательно относиться к своим движениям» Он высоко оценивал значение игр, обосновал, что во время игры осуществляется единство физического и психического развития ребенка.
Особенную роль при этом он отводил подвижным играм с правилами. Соблюдение правил воспитывает у дошкольников честность, решительность, смелость, культуру поведения в коллективе, умение руководить и регламентировать свои движения, обнаруживать самостоятельность и инициативу. Каждая игра, отмечает П.Лесгафт, должна иметь определенную цель, а формы игры — отвечать этой цели.
Двигательные действия под время должны отвечать умениям детей, а сама игра – вызывать «чувство удовольствия».
Подвижные игры эффективно влияют на умственное развитие ребенка помогают уточнить представление об окружающем мире, разных явлениях природы, распространяют кругозор. Исполняя разнообразные роли, имитируя действия птиц, животных, насекомых, дети на практике применяют знания достижений о жизни, поведении, способы передвижения этих животных и тому подобное.
Игры широко используются в качестве средство эстетичного воспитания потому, что дети отображают окружающий мир через игровой образ, определенную роль. В содержание многих игр входят знакомые им стихотворения или песни они позволяют углублять эстетичные переживания дошкольников. Четкое и быстрое выполнение движений, согласованность действий во время игры, особенно когда они проводятся под музыку, формируют эстетичные чувства детей, приучают замечать красоту движений. Участие в игре, с одной стороны, тесно связанная с эмоциональными, в том числе эстетичными чувствами детей, а с другой стороны, под руководством воспитателя контролируется их сознательное поведение. Потому необходимо так направлять игровую деятельность, чтобы она, касаясь эстетичных чувств, позволяла старшим дошкольникам правильно оценивать ее.
Подвижная игра, которая проводится с музыкальным сопровождением, вызывает у детей большую заинтересованность и проходит значительно оживленнее. Музыка поднимает настроение ребенка, побуждает ее двигаться более энергично, красиво, в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
Использование музыки во время проведения подвижных игр является одним из активных средств общения ребенка с музыкой. При этом одновременно решаются задания физического и музыкального воспитания дошкольников. Игры с музыкальным сопровождением содействуют развитию музыкальной памяти детей, повышают их музыкальную культуру.
Добирая музыку к игре, следует помнить, что она должна образовывать единство с двигательным материалом, составлять вместе с ним единственный художественный образ. Только при этих условиях варианты движений закрепляются в памяти детей в единстве с музыкальным произведением. Важно не количество мелодий, которые запомнились, а качество музыки, его воспитательные возможности.
Если музыка не отвечает характеру движения, то она плохо запоминается, не вызывает интереса к игре, побуждает к формальному выполнению движений. Музыка, которая отвечает сюжету игры, обидам персонажей вызывает эмоциональные реакции, творческую активность и запоминается с легкостью.
Каждое движение в игре имеет своеобразный характер, потому важно найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, бежал, прыжки на месте или с продвижением вперед нуждаются в легкой, бодрой музыке; плавные движения руками, медленная ходьба, спокойной.
Добирая музыку следует учитывать возраст детей, особенности восприятия, уровень музыкальной подготовленности, а также анатомо-физиологические возможности двигательного аппарата, каждое движение в игре имеет своеобразный характер, потому важно подбирать музыкальные произведения для ходьбы и бега в разном
темпе, прыжков подбирают яркие, выразительные, с четкими фразами контрастного характера.Нельзя произвольно изменять темп музыки, подстраивать его под движения детей, дополнять аккорды, делать купюры. Это нарушает характер музыки, негативно влияет на ее правильное восприятие. В подвижных играх основная роль отводится двигательным заданием, и музыка должна способствовать их выполнению. В играх, содержанием которых являются основные движения, которые выкапываются в индивидуальном темпе ( прыжки в гору, лазит, метание в цель), а также в играх эстафетного характера — музыка лишняя.
Во всех возрастных группах детского садика благодаря музыке повышается двигательная активность детей (количество движения в ходьбе, бегу в среднем повышается на 10-15 % ). Благодаря применению в музыке динамических изменений ( силы звуков) можно развивать у учеников умение руководить своими слабым двигательным импульсом и, напротив, громкие звуки (форте) вызывают сильные импульсы, они способствуют большему напряжению мышц и широкой амплитуде движения.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением способствует формированию правильной осанки, координации движений и их усовершенствованию. Музыка предоставляет движениям особенной выразительности, четкости, ритмичности. Радуясь музыке и чувствуя красоту своих движений, ребенок эмоционально обогащается, переживает подъем, становится жизнерадостной. Она положительно влияет на чувство дошкольников, настроение, эмоции, способствует уверенности и решительности в исполнении двигательных действий во время игр, а также формирует, артистические способности выражения движениями внутренних ощущений музыки и эмоциональных переживаний.
Перед тем как начать игру, детям дают прослушать музыкальное произведение, чтобы они поняли его содержание, обращают их внимание на характер произведения и на более яркие средства музыкальной выразительности, которые отражаются в движениях. Да, например, говорят:"Послушайте, дети, как ходит, вразвалку медведь и ревет низким голосом". Музыка медленна, в низком регистре. Или:" Послушайте, дети, какая веселая, быстрая музыка, в высоком регистре. Это воробьи весело прыгают, клюют зернышки, быстро перелетают с места на место". Музыку можно использовать в качестве интересного, захватывающегося начала игры. Благодаря музыкальному вступлению воспитатель может навсегда отказаться от нудных сообщений типа: «А теперь мы поиграем в интересную игру.». Любую игру музыка сделает интересной и захватывающей: «Дети, какую игру подсказала вам эта прекрасная музыка?». Или «Попробуйте, дети, придумайте игру под эту веселую песенку». Такие приемы делают подвижную игру привлекательнее и эффективной, что содействует физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников всех возрастных групп.
1. Подвижные игры под музыку будут полезными для детей лишь тогда, когда развитие сюжета игры, ее характер и движения участников отвечают содержанию и характеру музыки и средствам ее выражения.
2. Для каждой игры важно найти соответствующее музыкальное сопровождение. Нельзя произвольно изменять темп музыки, подгоняя его под движения детей, делать купюры и тому подобное. Это нарушает характер музыки, негативно
влияет на ее правильное восприятие детьми дошкольного возраста.




Один комментарий на «Применение музыки при проведении подвижных игр с детьми»

Ваш отзыв